Это демонстрационная версия модуля

Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School

Версия для слабовидящих
 

Профилактика суицидов

Проблема, важность которой недооценивается.

 Жизнь – лучший учитель. Почти никогда жизнь с тобой не говорит.

Она просто ударяет тебя, бьет то с одного бока, то с другого.

Каждый удар – это жизнь, которая говорит:

”Проснись. Я хочу, чтобы ты что-то понял”.

                                     Роберт Кийосаки

Зачастую мы настолько торопим события, стараясь ускорить правильно текущее течение жизни. Иногда, кажется, что мы просто торопимся жить, не замечая, сколько хорошего в жизни нас окружает. Нам почему-то кажется, что мы знаем и умеем гораздо больше, чем должны и чем знают и умеют другие. Ускоряем себя, заставляем ускоряться окружающих нас людей. В этой суете не замечаем и не осознаём, к сожалению, своих ошибок, того, как легко можем обидеть окружающих и даже не обратить на это внимание. Хотя во многих случаях требуется всего лишь терпение и здравый смысл в наших действиях. Ведь в жизни всё намного проще, чем нам кажется, а большинство проблем мы создаём себе сами. Эта притча заставляет еще глубже задуматься над правильными словами Роберта Кийосаки.

suicid1В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Каждый раз, после прочтения этой истории, у меня бегут мурашки по коже. Насколько же проста и сколь мудра эта истина. Ведь действительно, все в наших руках! Именно от нас зависит, какой жизнью мы будете жить, и по какой дороге в жизни пойдём. Порой нам кажется, что окружающие нас люди нас не понимают. Мы, утрируя происходящие события, сами себя «загоняем» в трудную ситуацию, не всегда понимая, что только сами можем изменить жизнь в лучшую сторону и предотвратить последствия необдуманных решений.

В  настоящее  время  глобальной  общественной  проблемой  стало  суицидальное  поведение не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков. За  последнее  десятилетие  количество  самоубийств  в  мире  возросло  в  несколько  раз.  К сожалению, тему суицидального поведения подростков многие стараются избегать. Страшно, неприятно и самое главное – непонятно, что делать. Причинами возникновения суицидальных желаний у подростков является низкая самооценка и неуверенность в себе, дефицит любви и непонимание со стороны родителей, жестокое обращение с детьми, насилие в семье, наркотики, несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в школе, конфликты во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, потеря смысла жизни и т.д.

suicid2Как говорится, все мы родом из детства. И не секрет, что самое важное закладывается в ребенка в детстве в его семье, и от этого во многом зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Именно здесь мне видится самая первичная профилактика суицидального поведения ребенка, подростка и взрослого в дальнейшем. То, что происходит дальше, уже в школе, условно я называю профилактикой, скорее, это уже все-таки коррекция, так как мы имеем дело с программами на уровне не только сознания детей, но и подсознания. Важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родители и родительские установки, эмоциональный климат и отношения в семье. Родители – это профессия, которой нигде не учат. Как показывает практика, в большинстве случаев, вырастая,  человек воспроизводит в своей семье ту модель воспитания, поведения и отношения между членами семьи, которая применялась в отношении его в семье. Как правило, общество является лишь предпосылкой для дальнейшего развития и становления личности ребёнка.

Немаловажную роль в случаях суицида среди детей играет школа: взаимоотношения с учителями, одноклассниками. Типичными ошибками учителей является: сравнение ребёнка с другими детьми при всём классе; оскорбление ребенка, его личности и внешности при других детях; обсуждение семейных ситуаций в присутствии других детей; обращение к ребёнку по фамилии; разделение детей на «любимчиков» и «изгоев»; наказывание детей; «мстить» ребёнку плохими отметками; игнорирование проблем и обращений детей и т.д. Во-первых, у вас нет права наказывать, оскорблять или унижать чужого ребенка. Во-вторых, после вашего «акта отмщения» ребенок может начать к вам относиться еще хуже.

Как ни ужасно звучит, но зачастую взрослые видят детей как проблему, а не детей с их проблемами. И это признаёт не каждый родитель или учитель. На практике приходится сталкиваться с тем, что многим свойственно в возникающих проблемах обвинить родителей, школу, сверстников, родственников, но мало, кто задумывается о тех ошибках, которые допускает сам, не разобравшись в сути возникшей ситуации. Конечно, не для каждого родителя, учителя или человека в общем легко признать свою неправоту или свои ошибки и вовремя их исправить. Современные родители, к сожалению, больше времени уделяют себе, работе, друзьям, чем своим детям. Очень многие начинают понимать о наличии какой-либо проблемы уже слишком поздно, когда она уходит своими корнями глубоко в детство и решить её, разобраться в ней, «раскрыть» ребёнка намного сложнее. Важно понимать, что любить детей и быть с ними рядом одинаково важно. Часто от родителей приходиться слышать такую фразу: «Я знаю, что моему ребёнку не хватает моего внимания, но у меня нет времени для этого». Невольно напрашивается ответ: но ведь для решения своих вопросов вы находите и время, и возможность. Неужели повседневные вопросы важнее вашего собственного ребёнка? Вспомним вечный детский вопрос: «Вы меня любите?». Причём, чаще всего ребёнок задаёт этот вопрос своим поведением. И в жизни каждого ребёнка ответ на этот вопрос – самое важное и, возможно, ваш ответ на него будет решающим для ребёнка.

suicid3.jpgНикто не знает, кого из окружающих взрослых ребёнок выберет своим доверенным лицом и обратиться к нему за помощью, захочет рассказать о своей проблеме, если в своей семье он не найдёт взаимопонимания. Если такое и произойдёт, важно, чтобы эти люди оказались подготовленными к встрече с ребёнком и не оттолкнули его. Если бы родители, учителя и окружающие знали, как они способны легко обидеть и оттолкнуть ребёнка от себя и как трудно это исправить. Родителям, учителям и окружающим особенно стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно повлиять на поведение ребенка. «Если бы я только знал, что он замышлял самоубийство, я бы предотвратил бы это. Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье! Что мы делали не так?» — обычно говорят близкие. А могли бы вы подумать, что именно случайно оброненные и неслучайные слова и фразы в отношении ребенка начинают, так называемый, запуск программы самоуничтожения, именуемой впоследствии суицид. Как часто слышат дети от родителей или учителей?: «Я сейчас занят (а), отстань от меня…», «Посмотри, что ты натворил, ты - придурок?!», «Неправильно! Ну, когда же ты научишься?!», «Посмотри на себя, как ты себя ведёшь. Бери пример с…….. Вот он (она) такой (ая) примерный (ая) мальчик (девочка). Не то, что ты. Весь (вся) в отца (в мать)!», «Вот вырастишь и никто тебя такого (такую) любить не будет!», «Ты сведешь меня с ума и загонишь в могилу своим поведением!», «Иди в другую комнату, пока взрослые разговаривают (отдыхают)!», «Прибью тебя! (на языке и в понятии ребенка это звучит как «Убью» и никак иначе!), «Давай быстрее – у меня нет времени с тобой сейчас разговаривать!», «Если ты только это сделаешь, можешь домой не возвращаться!», «Что лезешь со своими вопросами? Ты же видишь, что я разговариваю по телефону!», «Не трогай меня – у меня голова болит, я устал (ла). У меня был трудный день. Давай завтра поговорим! (И в этот момент ни один взрослый не задумывается о том, что, может быть, завтра уже будет поздно или завтра для ребёнка может и не наступить. И ещё нет ни какой гарантии того, что завтра взрослый вспомнит о просьбе своего ребёнка или вспомнит слишком поздно). Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребенка, и сначала он отдаляется, становится скрытен, замыкается в себе, ленив, недоверчив, не уверен в себе, самооценка снижается, у него становится мало или вовсе нет друзей, и в самом худшем варианте подсознание ребенка выводит простую формулу: «Не живи!» (я ни кому не нужен, я всем мешаю, я не достоин жить, меня никто меня не любит и др.).

Дорогие родители, я понимаю, что вы срываетесь на детей за свою не сложившуюся жизнь, за всю боль и обиды, которую вам наносили самим в детстве, за неудавшийся брак или еще за что-то. Я знаю, что в порыве гнева очень сложно контролировать свои действия и эмоции, и ребенок бывает избит только поэтому (вы - не специально это сделали). В любом случае важно знать - ваше поведение исправимо.suicid4 Можно научиться выплескивать агрессию по-другому, не нанося вреда собственным детям. Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Не надо забывать, что дети – это наше будущее и каким оно будет зависит, в-первую очередь, только от родителей. Как отмечалось ранее, моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же нестерпимую обстановку. Есть старинная мудрость: «Прежде чем сказать — посчитай до десяти. Прежде чем обидеть — посчитай до ста. Прежде чем ударить – посчитай до тысячи».

Уважаемые родители! Помните, что ребёнок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть. Уважайте в своём ребёнке личность. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это. Не отталкивайте своего ребёнка тогда, когда ему нужна Ваша помощь или Ваша родительская забота, Ваше ласковое слово. Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас. Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости ваши дети.

И в заключении мне хочется сказать такие слова:

Мы просим сил, а жизнь даёт трудности, чтобы сделать нас сильными. Мы просим мудрости, а жизнь даёт нам проблемы для разрешения. Мы просим богатства, а жизнь даёт нам хорошие мозги, чтобы мы могли работать. Мы просим дать возможность нам летать, а жизнь даёт нам препятствия, чтобы мы их преодолевали. Мы просим любви, а жизнь посылает нам людей, которым мы можем помогать в их проблемах. Всей душой мы просим жизненных благ, а жизнь даёт нам великие возможности. Но, может быть ИМЕННО ТАК  жизнь и преподносит нам свои уроки? Любите жизнь, цените каждое мгновение, умейте находить даже в негативном позитивные моменты. Будьте мудры и это поможет вам по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию, расставить приоритеты и осознать важность простых человеческих радостей.

Психолог УЗ «Калинковичская центральная районная больница»                              Татьяна Мицуля

         suicid5                                                                        

 

© 2024 Учреждение здравоохранения

Яндекс.Метрика